AR/VR технологии в маркетинге: возможности и тренды

Краткое изложение доклада руководителя проектов компании КВАРК Сергея Баранова на III Международном ИТ-форуме.

Начнём

Технологии дополненной и виртуальной реальности постепенно входят в самые разнообразные сферы деятельности человека, открывая новые способы и форматы применения. В этом обзоре мы старались рассказать об одном из основных направлений, в котором AR и VR чувствуют себя наиболее комфортно. Речь пойдет про маркетинг.

На сегодняшний день термины «дополненная реальность» и «виртуальная реальность» ни для кого не являются чем-то новым, неизвестным.
Предлагаем вам вспомнить (узнать) различия этих технологий:

слайд 2

Стремительное развитие

слайд 3

Когда-то все начиналось с примитивных изображений-маркеров* и громоздких аппаратных комплексов виртуальной реальности.

*Маркер (в дополненной реальности) — это изображение или объект, распознаваемый системой и являющийся триггером и базой для отображения виртуальных объектов.

Однако, ни одна из вышеуказанных технологий не стоит на месте. Что в AR-нише, что в VR, технологии развиваются максимально активно. Поэтому, отвлекшись от новостей отрасли цифровой реальности всего лишь на полгода – год, можно упустить ряд нововведений и возможностей.

На сегодняшний день, мы можем и вовсе отказать от привязки к маркерам, так как уровень безмаркерных технологии уже очень высок. А если и применять маркеры, то на сегодняшний день есть возможность не ограничиваться плоскими примитивами, а использовать объемные и (или) многокомпонентные маркеры.

Также актуальные технологии позволяют отказать от контроллеров и перейти к управлению жестами и голосом, при этом используя самые обычные смартфоны и доступные шлемы и очки.


Популярные направления

Как уже было сказано ранее, сфер, в которых уместно и реализуемо применение AR и VR технологий, бесконечно много. Наиболее популярные — это игры и маркетинг.

слайд 4

И если с игровым форматом всё более или менее очевидно*, то на маркетинге хотелось бы остановиться для некоего обзора.

*Если для Вас это неочевидно, напишите об этом в комментариях, и мы подготовим отдельную статью на эту тему.

В сфере маркетинга могут быть применимы обе технологии: и виртуальная реальность, и дополненная. Начнем с последней.

Дополненная реальность в маркетинге

Польза

В сети Интернет много кейсов по применению дополненной реальности. Самые лучшие кейсы связаны не только с развлечением и созданием AR-приложения для того, чтобы быть в тренде.

По-настоящему круто выходит тогда, когда потенциальный или действующий Клиент получает реальную пользу от созданного приложения.

Отличный пример — приложение от IKEA*. Оно поможет расположить виртуальные образцы мебели из IKEA в реальном помещении. Благодаря чему Клиент избавляется от мыслей «влезет ли сюда новый комод?» или «а будет ли смотреться этот шикарный зеленый столик на моем красном паласе?».

*Приложение от IKEA (http://www.ikea.com/gb/en/customer-service/ikea-apps/)

слайд 7

Бонусы

Помимо пользы, AR может дать новые ощущения и новые форматы «бонусов». Так Heineken дарит своим Клиентам видеозапись с музыкального концерта в AR-формате.

слайд 8

WOW-эффекты

А коллаборация супербоула и напитков от Pepsi дает wow-эффект, вовлекая пользователей в игру.

слайд 9

Так или иначе, форматов применения бесконечно много, что даёт не ограниченный простор для фантазии.

Каждый желающий может придумать формат, максимально адаптированный под свои задачи, под свою компанию и бренд. А если и не придумать свой, то позаимствовать чужой.

Самое важное — это дать пользователям новые ощущения и пользу. В таком случае инвестиции в разработку приложения дополненной реальности смогут окупиться и принести прибыль.

Виртуальная реальность в маркетинге

слайд 10

С применением виртуальной реальности в маркетинге всё несколько сложнее.

И вот почему. Виртуальная реальность должна создавать эффект погружения или полного перемешивания цифровой реальности с реальностью реальной (как бы странно это ни звучало).Для такого эффекта нужно дорогостоящее оборудование: шлемы, очки, контроллеры.

Отличный пример современного устройства на пике технологий — это Microsoft HoloLens*.

*Microsoft HoloLens (https://www.microsoft.com/en-us/hololens)

слайд 11

Да, есть варианты подешевле и именно для VR (HoloLens всё-таки нельзя назвать VR-девайсом)

Пример, HTC Vive.

слайд 12

За 50 тысяч рублей вы получите годный функциональный набор, но, разумеется, тут есть свои нюансы. Какие именно? …Предлагаем вам изучить вопрос самостоятельно, так как рассказать про всё в рамках 20-минутного доклада — нереально.

Возможно, что для вашего бизнеса или проекта неприятных нюансов не будет совсем, а возможно, что самые очевидные минусы преградят вам путь.

Говоря о массовости, стоит упомянуть Google Cardboard* и всевозможные клоны, копии, дочерние разработки. Как и с HTC Vive, отдаем этот вопрос вам на самостоятельно изучение.

слайд 12_1

*Google Cardboard (https://vr.google.com/cardboard/)

Кейсы, которые достойны внимания

А мы просто отметим несколько неплохих кейсов: Volvo, Star Wars, Adidas, The New York Times или рекламная кампания с Google Cardboard в наборе с Happy Meal от McDonald’s.

слайд 13

Формат виртуальной реальности очень нравится детям. Так, наряду с McDonald’s, Coca-Cola провела свою маркетинговую кампанию с использованием Oculus Rift.

Каждый желающий мог ощутить себя в виртуальных санях Санта-Клауса, промчавшись над предрождественским городом.

слайд 14

Как и в случае с дополненной реальностью, мы имеем большое разнообразие вариантов для применения VR технологий в маркетинге. Стоит только продумать формат и оценить бюджет.

Что же ждет нас в ближайшем будущем?

С оглядкой на то, что за развитие дополненной реальности взялись крупнейшие бренды, такие как Google и Apple, выпустив платформы для разработчиков ARCore* и ARKit*, можно говорить о том, что в ближайшей перспективе мы получим много приложений во всевозможных направлениях. И в маркетинге в том числе.

Порог вхождения значительно снизится (да и уже снизился), а сама разработка станет более бюджетной, а значит доступной не только лишь крупным компаниям с многомиллиоными/многомиллиардными бюджетами.

*ARCore (https://developers.google.com/ar/)

*ARKit (https://developer.apple.com/arkit/)

слайд 15

В техническом плане (а не только лишь в программном) дела также идут уверенно вперед (или вверх — это как посмотреть).

Активно развивается технология световых полей. И по мнению экспертов (и нас в том числе) именно Light Fields — следующий прорывной шаг в нише VR-AR-MR*.

*MR — Mixed Reality

слайд 16

Растет и качество экранов, так финский проект Varjo* уже позволяет получать изображение в 60 раз более качественное, чем в топовых Oculus Rift*.

слайд 18

Разумеется, стоимость такого удовольствия не может быть низкой, но со временем всё это должно разойтись массово и бюджетно. По крайней мере мы в это верим и очень надеемся.

*Varjo (https://varjo.com/)

*Oculus Rift (https://www.oculus.com/)

Почему мы говорим об этом?

У нас есть не только теоретические знания, как у наблюдателей, поклонников дополненной и виртуальной реальности и «домашних экпериментаторов». Мы реализовали несколько коммерческих проектов с применением технологий и виртуальной, и дополненной реальности:

слайд 19

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kvark.nissan

App Store: https://itunes.apple.com/us/app/evrazia-motors-nissan/id1111087827

слайд 20

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.omgau.genetics

слайд 21

В рамках Сибирского Хакатона 2018 было разработано AR-приложение для кинотеатров. При наведении камеры смартфона на Флайер фильма (это могут быть бумажные рекламные листовки в кинотеатре или изображение Флайера на экране компьютера) приложение покажет вам трейлер этого фильма.

Итоги

Подводя итоги, хотелось бы дать несколько советов:

1) Постоянно следите за новостями отрасли цифровой реальности и успешными кейсами применения AR и VR технологий во всем мире.

v2) Внедряя технологии в свой маркетинг, постарайтесь дать Клиентам новые возможности и пользу, не делая акцент только лишь на «А вот что мы сделали! Мы современные и инновационные!»

3) Если вы разработчик, то проводите эксперименты на пике инноваций, делая акцент на технологии и возможности завтрашнего дня.

Если вам понравился доклад, то поделитесь им с друзьями и коллегами.

Если у вас есть вопросы, замечания или вы в корне не согласны с какими-то из описанных фактов, пишите нам. Мы всегда ЗА диалог.

А еще вступайте в нашу группу в ВК https://vk.com/kvarkstudio, «тут говорят правду!», ну и много всего интересного публикуется.

слайд 22